Демонтаж корабля подразумевает извлечение пригодного для дальнейшего использования оборудования, вырезку цветных металлов, извлечение медных кабелей силовых цепей, разделку корпуса на крупногабаритный лом и утилизацию непригодных элементов судна. Вначале демонтажные работы осуществляются, когда корабль находится на плаву, а после разделки корпуса, части судна вытаскиваются на берег и их делят на более мелкие фрагменты.
Почему важно утилизировать старые суда?
Механизмы избавления от изношенных гражданских кораблей практически отсутствуют, поэтому каждая из стран вынуждена справляться с проблемой утилизации по-своему. И если в Китае судна демонтируют и используют в качестве вторсырья, то в России корабли часто оставляют в отдалённых частях морского пространства или у причалов, что не согласуется с законом о безопасной утилизации объектов морского транспорта.
Согласно Федеральному Постановлению, демонтаж судов и их утилизация должны производиться в специально оборудованных местах, чтобы исключить риск экологического загрязнения. Сегодня демонтаж и утилизация кораблей производится на судостроительных верфях.
Старые суда часто становятся причиной загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, различными отходами и льяльными водами. Кроме того, эксплуатация подобных кораблей небезопасна для экипажа. Постепенная замена старых судов новыми позволяет снизить количество рисков эксплуатации и защитить окружающую среду.
Государство предъявляет особые требования к демонтажу судна и его утилизации. После того, как корабль списали с баланса предприятия, он становится технологическим отходом, который нужно утилизировать согласно подробно разработанному проекту.
Особенности демонтажа судна
Для утилизации судна разрабатывается подробный проект, который включает такие этапы:
- отключение объектов от источников питания;
- удаление химически агрессивных, взрывоопасных, порошкообразных и других веществ, опасных для человека и вредных для окружающей среды;
- аккуратный демонтаж и устранение элементов, пригодных для дальнейшей эксплуатации;
- вырезку чёрных и цветных металлов;
- разделку корпуса судна на более мелкие части;
- утилизацию судна.
Прежде чем начать демонтаж корабля, определяется состояние судна, предусматриваются меры, исключающие протечку масла, топлива и других опасных веществ, выбирается место для хранения корабля и варианты его транспортировки на предприятие, где будет проводиться утилизация. После этого судно готовят к разделке, производится демонтаж и утилизация.
После демонтажа судов, кораблей, плавучих кранов, барж, катеров, танкеров, сухогрузов, понтонов и других плавучих средств возникает необходимость утилизации отходов. Виды отходов бывают разными: производственные, потребительские и токсичные. Производственные и потребительские отходы могут использоваться вторично после соответствующей переработки. Токсичные отходы представляют опасность для человека и окружающей среды, поэтому подлежат обезвреживанию и особой утилизации.
Демонтаж корабля – это сложный, трудоёмкий и дорогостоящий процесс, который требует соответствующих разрешений и проводится в специально оборудованном месте. Услуги по демонтажу и утилизации судов предоставляют судостроительные организации и частные лица.